22.06.2022

Автопрофсоюзу 65 лет  


В сентябре исполняется 65 лет Московскому городскому профсоюзу работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Профсоюз на протяжении этих лет решал задачи по защите интересов человека труда, обеспечение достойной заработной платы, улучшение условий труда, охраны труда и здоровья членов профсоюза.

Сегодня Автопрофсоюз насчитывает в своих рядах более 30 тысяч человек. Ежегодно в его ряды вступают новые организации.

 

Зарождение профсоюза –

результат боевитости московских шоферов

 

История создания Московского профсоюза автотранспортников берет свое начало с 1917 года. Именно тогда, 28 мая 1917 года состоялось общее собрание представителей рабочего класса транспортных предприятий, и был создан Московский союз шоферов, мотористов и слесарей автомобильного дела.

Уже в первые дни после создания профсоюз проявил себя боевым, активным защитником интересов рабочего класса. Так, утром 12 августа 1917 года в Москву прибыли председатель Временного правительства Керенский, с ним были Корнилов с группой монархистов, черносотенцев и кадетов. Все они рассчитывали встретить в Москве радушный прием. Однако пролетариат Москвы объявил в этот день однодневную всеобщую общегородскую забастовку, протестуя против приезда делегации Временного правительства заводскими гудками. По команде профсоюза шоферов ни один автомобиль не прибыл на вокзал для встречи Керенского и членов его делегации. Солидарность с шоферами проявили и ломовые извозчики. В результате делегация из Петрограда вынуждена была добираться от вокзала пешком.

Уже в августе союз объявил стачку, которая превратилась во всеобщую забастовку московских автотранспортников, длившуюся 5 дней. В своих требованиях рабочие настаивали на 8-ми часовом рабочем дне, повышении зарплаты, выдаче спецодежды, предоставлении отдыха в праздничные дни, соблюдения охраны труда. Забастовку возглавлял специальный стачечный комитет. Это во многом подняло авторитет союза и к октябрю 1917 года он уже объединял 6 тысяч транспортников Москвы.

В начале 1918 года в союз вступают ломовые извозчики, которые активно потянулись к шоферам, как к наиболее организованной группе трудящихся.

Постепенно союз охватил в Москве все виды транспорта. В конце 1918 года в него вошел союз складских рабочих, рабочих биржевых артелей.

В сентябре 1919 года в Москве начал свою работу первый Всероссийский съезд транспортных рабочих, на котором присутствовало 124 делегата, представлявших 63 тыс. транспортников России. Съезд избрал ЦК профсоюза в количестве 15 человек. Председателем Всероссийского профессионального союза транспортных рабочих был избран Садовский Андрей Дмитриевич.

В марте 1923 года на IV Всероссийском съезде профсоюза в повестку дня был включен вопрос «О перспективах развития автомобильного транспорта в стране». По инициативе Садовского А.Д. в том же году был создан Московский автомобильный клуб, основной задачей которого было объединение рабочих и служащих для содействия развития автотранспорта. В это время началось издание популярного научно-технического журнала «Автомобильный вестник», впоследствии переименованного в журнал «Мотор».

Двадцатые годы для профсоюза транспортных рабочих стали годами становления профсоюзной работы, поиска и выработки ее реформ и методов. Профсоюз вплотную занимался проблемами оплаты труда, тарификационной работой, заключением коллективных договоров. Возникают такие формы участия рабочих в управлении производством, как производственные совещания и комиссии. Одним из основных направлений работы профсоюза в тот период была борьба с неграмотностью.

В 1924 году была создана специальная комиссия профсоюза и проведено тщательное обследование условий труда рабочих и их влияние на состояние здоровья. По существу это можно считать зарождением технической инспекции.

 

Стали активно создаваться аналогичные комиссии на предприятиях. Так в 1-ой Московской автобазе треста хлебопродуктов работало 10 смотровых комиссий, в которых участвовало 76 профактивистов, на 2-ом авторемзаводе было 12 комиссий. О том, что профсоюз придавал этому очень большое значение, свидетельствует тот факт, что на Пленуме профсоюза в 1926 году резко критиковался, например, 2-ой автобусный парк, где комиссии не были созданы.

На основании обследования в 1930 году были утверждены первые правила устройства и содержания гаражных помещений, вновь устраиваемых или капитально переоборудованных.

Не менее важными мероприятиями профсоюза были меры по организации заработной платы. В июне 1932 года Правительством был утвержден, подготовленный профсоюзом проект постановления об оплате труда шоферов, в котором устанавливались единые для всех предприятий система и ставки оплаты труда водителей, а также, что особенно важно, обязанность согласования оплаты труда водителей с профсоюзом.

В сложной обстановке проходила работа профсоюза в 30–40 годах.

В 1933 году была прекращена практика заключения коллективных договоров. В течение 17 лет (с 1932 г. по 1949 г.) не проводились съезды профсоюзов СССР. Без участия профсоюзов стали решаться многие вопросы производства, труда, заработной платы.

К началу 30-х годов в профсоюзе остались, в основном, автотранспортники. Профсоюз стал именоваться профсоюзом шоферов и авиаработников, причем последние составляли около 2% от общего количества членов профсоюза.

В эти годы профсоюз активно поддерживал движение шоферов за увеличение норм межремонтных пробегов автомобилей. Так была поддержана инициатива шофера 3 автобусного парка Солодова, который вместе со своим сменщиком Григорьевым прошел на автобусе ЗИС-8 более 300 тысяч километров без капитального ремонта.

В 1-ом таксомоторном парке Москвы водители Чалов, Родионов, Охотников совмещали обязанности начальников колонн и наставников по обучению водителей стахановским методам труда.

В 1933 и 1936 годах профсоюз и Московский автомобильный клуб организовали два автомобильных пробега, первый из которых проходил по бездорожью Казахстана, пескам Кара-Кумов и горным дорогам Кавказа. Второй, в котором участвовали только женщины, составлял более 10 тысяч километров сложного маршрута.

Многообразной была деятельность профсоюза в годы войны. Профсоюз занимался подготовкой лыжников, медсестер, собирал посылки для бойцов. Из коллективов автохозяйств, входящих в Управление грузового автотранспорта Мосгорисполкома, была создана военизированная автотранспортная единица ПВО страны.

Работали московские водители и на «Дороге жизни» в осажденном Ленинграде. Одну из автоколонн, состоящих из 40 автобусов, возглавлял директор 2-го автобусного парка Иванов, другую из 100 грузовых машин Кудряшов. Они вывезли из Ленинграда 300 тысяч жителей, из них 100 тысяч детей. В блокадный город доставлялись продукты, топливо, боеприпасы.

В послевоенный период профсоюз активно занимался организацией социалистического соревнования. С целью экономии горючего среди шоферов началось движение под девизом: «Работать в зимнее время по летним нормам расхода бензина». Началось оно по инициативе бригады шоферов 1-го автобусного парка, возглавляемой Титовым Я.И. Примеру бригады последовали многие столичные водители. Только в 1-ом автобусном парке последователями Титова Я.И. стали 117 шоферских бригад, которые за 1951 год сэкономили 1 миллион литров топлива. Образцы поистине самоотверженного труда показали в те годы водители Голинов М.Ф. (1 автобаза), Зарубин И.Н. и Лютиков В.И. (1-ый автобусный парк), ставшие инициаторами движения за увеличение межремонтных пробегов автомобилей.

Профсоюз автотранспортников Москвы очень активно включился в распространение и развитие этого движения. Только в 1955 году в Центральном клубе шоферов Москвы было проведено 30 вечеров, встреч, совещаний по обмену опытом работы. Почти в каждом номере журнала «Автомобильный транспорт» публиковалась информация об опыте передовых водителей.

В 1957 году в сентябре, согласно Постановления Президиума ВЦСПС, Московский областной и городской комитеты профсоюза работников связи и рабочих автотранспорта и шоссейных дорог разделились на самостоятельные профсоюзные объединения г.Москвы и Московской области, что стало официальной датой создания Московского городского комитета профсоюза.

В начале 60 годов профсоюз стал инициатором движения за коммунистическое отношение к труду. Первыми такие обязательства приняли молодые рабочие Центральных авторемонтных мастерских Главмосавтотранса. С аналогичными обязательствами вскоре выступили передовые бригады шоферов автобазы № 1 Мосстройтранса.

Характерным примером борьбы за экономию средств, стало движение за внедрение безкондукторного обслуживания пассажиров. К началу 1964 года в Москве уже работало без кондукторов 60% автобусов.

Горком профсоюза продолжал заниматься распространением передовых методов труда. В начале 1974 года была одобрена инициатива бригады водителей автокомбината № 29, возглавляемая Федюниным Е.П., первой на автотранспорте внедрившей бригадный подряд. Почин получил творческое развитие на автокомбинате № 23, где бригадиры Наумкин Б.Б. и Малахов Л.М. предложили сделать подрядчиками на перевозку грузов автокомбинат, а бригады – субподрядчиками.

Президиум Горкома профсоюза поддержал инициативу коллективов предприятий Главмосавтотранса, которые первыми на автотранспорте страны приняли встречный план на 1974 год.

Широкое распространение получила одобренная Горкомом профсоюза инициатива водителя автокомбината № 2 Тропникова Н.П. – по увеличению межремонтных пробегов автомобиля. Этот почин подхватили тысячи водителей по всей стране.

Водители Федюнин Е.П. и Лютиков В.Н. были удостоены за свой труд высокого звания «Герой Социалистического труда».

 

В 1960 году был создан народный университет Московских автотранспортников, превратившийся впоследствии в крупное учебное заведение общественного типа. На его факультетах в 1970 году обучалось, без отрыва от производства более тысячи рабочих и служащих.

В конце 1968 года в Москве было создано Управление таксомоторного транспорта и легковых автомобилей, которое в своем составе объединяло 20 таксомоторных парков и 5 автокомбинатов. 16000 легковых автомобилей и таксомоторов ежедневно выходили на улицы города и перевозили 600 тысяч пассажиров.

Городской комитет профсоюза создал и сумел организовать на этих предприятиях эффективную работу профсоюзных организаций. В сфере действий профкомов постоянно находились вопросы оплаты труда водителей, условия и охрана труда и другие социально-бытовые вопросы.

В эти годы Горком профсоюза значительное внимание уделял работе школ коммунистического труда. Был создан координационный методический Совет, проводились занятия с председателями методсоветов предприятий. Только в 1973/1974 учебных годах на автопредприятиях работало 80 методсоветов, где рабочие изучали передовые методы труда.

 

Развитие социалистического соревнования, распространение передовых методов труда было постоянно в центре внимания Горкома профсоюза в 80-е годы.

Особой заботой профсоюза был бригадный подряд. Достаточно сказать, что в 1988 году на подряде работало уже 2728 бригад, из них 1924 – на грузовом автотранспорте, 536 – на пассажирском, 268 – в такси.

Активную позицию занимал Горком профсоюза в переводе предприятий на новые условия оплаты труда в соответствии с Постановлением Правительства № 1115. Москвичи и тогда были первыми среди автотранспортников страны. В конце 1987 года 49 предприятий отрасли уже были переведены на новые условия работы. Развивалась сеть общежитий, столовых, пионерских лагерей, пансионатов.

Вместе с тем это был не простой период в жизни профсоюза. Из-за непродуманных реформ возрастала напряженность в обществе, из-за систематических взаимных неплатежей останавливались предприятия. В этих условиях Горком профсоюза искал, и в большинстве случаев находил, методы действенной социально-экономической и правовой защиты трудящихся.

Основой деятельности Горкома явилась не конфронтация, а цивилизованные взаимоотношения путем заключения соглашений и колдоговоров. Главным при этом была будничная работа, обеспечение трудящихся достойной заработной платой, создание для них безопасных условий труда и сохранение объектов социальной сферы.

 

В 1990 году на профобслуживании в Горкоме находились 329 профорганизаций, объединяющих более 204 тысяч членов профсоюза.

Авторитет Горкома профсоюза, конкретные действия по реализации защитных функций, контроль за условиями и безопасностью труда во многом способствовали появлению в составе Горкома профсоюза все новых членских организаций.

На это активно влияла и большая целенаправленная работа, проводимая профсоюзом по организации культурного досуга членов профсоюза, развитию спорта, художественной самодеятельности, повышенное внимание к развитию детских оздоровительных лагерей и детских садов.

 

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

img

Правовая информация и консультация трудящихся Москвы через интернет

Получите бесплатнаую онлайн-консультацию Получить консультацию