06.09.2023
Первому государственному автотранспортному Предприятию России – 105 лет
Первому государственному автотранспортному Предприятию России – 105 лет.
Каждое предприятие, в том числе и автотранспортное, как и каждый человек, имеет свою биографию.
Датой основания Предприятия принято считать 5 сентября 1918 года, когда Приказом № 806 Московского военного Окружного Комиссариата было утверждено временное положение и штаты автоотряда Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Однако Отряд был создан несколько раньше, еще в сентябре 1917 года. В дни Октября, кроме обслуживания транспортном ЦИК, перед автоотрядом стояли и другие задачи: охрана Смольного, связь между революционными комитетами восставших районов, переброска революционных отрядов, продовольствия и боеприпасов.
В феврале 1918 года был создан 1-й автомобильный отряд при ВЦИК, который формировался из числа добровольцев.
В марте 1918 года Правительство переезжает из Петрограда в Москву специальным поездом. В составе находилась платформа с автомобилями. Вместе с сотрудниками ВЦИК на жительство в Кремль въезжают и шоферы автоотряда. Первоначально гараж включал в себя 2 броневика, 8 легковых и 6 грузовых машин, цистерну, походную мастерскую и 2мотоцикла. Вся эта техника, в основном, была иностранного производства. Затем число машин возросло до 80 единиц.
Большинство улиц в Москве тогда выглядели пустынными по сравнению с Петроградом. В 1918 года во всей Москве насчитывалось приблизительно 3-4 сотни автомобилей.
В мае 1918 года на заседании Президиума ВЦИК рассматривался вопрос о воссоздании автоотдела при ВЦИК. Под его гараж был приспособлен освободившийся от лошадей царской армии городской Манеж. В нем строятся деревянные перегородки, настилается бетонный пол, устраивается кладовая, отопление, освещение, водопровод, вентиляция. В таком виде гараж прослужил в качестве «моторизованной конюшни» до 1957 года.
Между тем, в 1921 году, в это тяжелейшее для страны время, было решено образовать в составе Управления делами Центрального комитета Российской коммунистической партии гараж. Положение в стране было чрезвычайным. Сотни предприятий были разрушены, транспорт находился в состоянии полного развала, ощущался острый дефицит продовольствия, сырья, топлива...
Реввоенсовет республики выделил для обслуживания ЦК РКП 6 легковых и 4 грузовых автомобиля иностранных марок, 20 велосипедов, 2 мотоцикла и 15 лошадей с упряжью. Все это объединили под одним названием «транспортные средства». В штат гаража входили шоферы, самокатчики, извозчики, слесари и другие специалисты, всего – 47 человек. Шоферы и извозчики объединялись одним профсоюзом транспортных рабочих. Для гаража было выделено помещение на 10 машин по Ваганьковскому проезду на Красной Пресне (до настоящего времени оно не сохранилось). Позднее временные стоянки машин были на Грохольском и Расторгуевском переулках.