07.11.2018

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОУТ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОУТ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

I. Общие положения

Настоящие Рекомендации определяют прядок действий представителя профсоюзной организации в комиссии по проведению специальной оценки условий труда в предприятиях автомобильного и городского электрического транспорта с учётом Особенностей проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, утвержденных приказом Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 543н (далее - Особенности).

 

Проведение СОУТ регламентируется статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации и следующими нормативными правовыми актами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда».
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  4. Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»
  5. Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
  6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда».
  7. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. №614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»
  8. Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  9. Приказ Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования».

 

II. Представителям профсоюзной организации, участвующим в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, необходимо знать:

 

1. Общие принципы оценки условий труда водителя.

В общем понимании, на водителя любого транспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

 

Физические факторы:

- Микроклимат;

- Температура воздуха;

- Относительная влажность воздуха;

- Тепловое излучение.

 

Виброакустические факторы:

- Шум;

- Общая и локальная вибрация.

 

Световая среда:

- Освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении;

- Прямая блесткость;

- Отраженная блесткость;

 

Неионизирующие излучения:

- Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц);

- Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона;

- Электростатическое поле;

- Постоянное магнитное поле.

 

Тяжесть трудового процесса:

- Стереотипные рабочие движения;

- Рабочая поза.

 

Напряженность трудового процесса:

- Длительность сосредоточенного наблюдения;

- Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени;

- Число производственных объектов одновременного наблюдения;

- Нагрузка на слуховой анализатор;

- Активное наблюдение за ходом производственного процесса;

- Нагрузка на голосовой аппарат.

 

Ранее, до принятия законодательных актов о СОУТ, действовала аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ), при проведении которой все эти факторы подлежали оценке. Факторы риска за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда, как правило, к классу, соответствующему вредным условиям труда. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

 

2. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования с учётом Особенностей.

Для объективной оценки условий труда на рабочих местах водителей и получения объективного результата при проведении СОУТ Приказом Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 543н утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования. Этот документ является нормативным правовым актом в сфере охраны труда и учёт его положений является обязательным, как для комиссии по проведению СОУТ, так и для экспертов, проводящих измерения.

Согласно этому приказу в обязательном порядке подлежат оценке вредные и опасные производственные факторы, такие, как:

шум;

электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев), виброакустические факторы;

параметры микроклимата;

тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);

напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства);

плотность сигналов и сообщений в единицу времени;

число объектов одновременного наблюдения;

нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения);

активное наблюдение за ходом производственного процесса;

нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).

 

Установлены особенности учёта объектов одновременного наблюдения при оценке напряженности трудового процесса. Также охарактеризованы минимальные значения числа сигналов и сообщений, получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонные зеркала заднего вида транспортного средства.

При установлении итогового класса (подкласса) условий труда по параметрам напряженности трудового процесса требуется повысить его на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

Так же на одну степень повышается класс (подкласс) условий труда при отсутствии одного из искусственных источников тепла или холода, создающих оптимальные условия микроклимата на рабочем месте водителя.

 

При наличии источников тепла и холода проведение замеров температуры обязательно!

 

Представители профсоюзной организации в комиссии по проведению СОУТ предприятия должны контролировать применения Особенностей при проведении СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования и требовать проведения оценки перечисленных вредных и (или) опасных производственных факторов, что позволит объективно установить итоговый подкласс вредности на рабочих местах водителей.

 

III. Представителю профсоюзной организации в комиссии по проведению СОУТ необходимо сделать:

 

1. Проверить, что работники уведомлены о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ.

2. Собрать и изучить нормативную и исходную документацию для проведения СОУТ.

3. Внести предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.

4. Добиться (убедиться) обязательного проведения экспертами организации, проводящей спецоценку, измерений, соответствующих утвержденным методикам и Особенностям.

5. Ознакомиться самостоятельно с картами СОУТ (до ознакомления с ними водителей) и, в случае обнаружения признаков необъективности проведения СОУТ, приложить к итоговому протоколу проведения СОУТ особое мнение.

6. Сравнить прежние результаты аттестации рабочих мест водителей по условиям труда (АРМ) с результатами СОУТ. Не допускать снижения трудовых гарантий для работников по условиям труда, при отсутствии на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда

 

IV. Представителю профсоюзной организации в комиссии по проведению СОУТ необходимо обратить внимание:

 

Первое. Уделить особое внимание оценке напряженности трудового процесса.

Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на количество часов реального управления автомобиля в смену. И чем меньше количество часов, тем ниже итоговый класс.

Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.

Можно потребовать от работодателя внутренний хронометраж, использовать тахографы для определения времени работы водителей.

Потому что итоговый класс будет зависеть от количества часов управления в день.

 

Второе. Обратить внимание на то, все ли потенциально вредные факторы, подлежащие оценке при проведении СОУТ, учтены.

Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, обращайте их внимание на требования Приказа Минтруда России от 30 июня 2017 г. № 543н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда от 24 января 2014 г. № 33н, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт и что перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Для обоснования внесения в перечень подлежащих измерению факторов, к примеру, виброакустического фактора, можно дополнительно предложить комиссии:

- учесть предложения работников по оценке на их рабочих местах вредных производственных факторов;

- проанализировать случаи установления профзаболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально).

Для аргументации своей позиции можно подкрепить свои доводы требованиями «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда № Р 2.2.2006-05», как государственным нормативным актом в сфере охраны труда, содержащего санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

 

Третье. При анализе прежних результатов аттестации рабочих мест водителей по условиям труда условия труда были признаны вредными, то в силу законодательства о СОУТ идентификация на рабочем месте водителя не проводится. Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных надо использовать свое право формировать итоговый документ, исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

 

V. Что делать, если в предприятии уже проведена специальная оценка условий труда

 

В связи с вступлением в законную силу Приказа Минтруда России от 30 июня 2017 года №543-н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования» профкомам первичных профсоюзных организаций предлагается рассмотреть вопрос о соответствии проведённой СОУТ требованиям действующего законодательства и, в частности, указанному нормативному правовому акту.

По общему принципу действующего законодательства, если иное не установлено законом, закон имеет обратную силу, если его действие направлено на улучшение положения граждан (в данном случае – работников).

Ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов условий труда.

Многие параметры и факторы производственного процесса водителей, которые впоследствии регламентированы Особенностями, в ходе проведения СОУТ, например, параметров напряженности и тяжести трудового процесса, параметров микроклимата и др. могли быть не учтены или учтены не в полном объеме в ходе ранее проведённой СОУТ, что является нарушением прав работников в сфере охраны труда и права на досрочное пенсионное обеспечение, что может рассматриваться, как дискриминация в сфере труда.

 

В случае выявления необъективности ранее проведённой СОУТ, в соответствии с законодательством профсоюзная организация вправе выдвинуть мотивированное предложение к работодателю о проведении внеплановой СОУТ в предприятии (приложение № 1).

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

img

Правовая информация и консультация трудящихся Москвы через интернет

Получите бесплатнаую онлайн-консультацию Получить консультацию