История профсоюза


Из истории Московского городского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

В сентябре 2017 года исполнилось 60 лет со дня образования Региональной общественной организации «Московский городской профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

История профсоюза неотделима от истории всего нашего государства и общества.

Зарождение движения рабочих транспорта в России и последующего создания и их объединения в профессиональные союзы связано с активизацией борьбы рабочего класса за свое освобождение от гнета эксплуатации. Наиболее влиятельной и активной частью транспортных рабочих были грузчики.

В 1917 году они были одними из первых за создание профессиональных союзов в крупных городах.

В августе 1917 года в Москве был образован союз шоферов, мотористов, слесарей, работающих по автоделу. Московский союз шоферов стал популяризатором автодела, инициатором создания Московского автомобильного клуба, издания "Автомобильного вестника", организатором автопробегов.

Московский союз стал главным инициатором создания в 1919 году Всероссийского профессионального союза транспортных рабочих.

В 20-е годы профсоюз транспортных рабочих города Москвы занимался активно условиями оплаты труда, тарификационной работой, борьбой с неграмотностью, заключением коллективных договоров.

Одна из заметных страниц московских транспортников участие в гражданской войне. В период 1921-1922 г.г. московский профсоюз транспортников организовал работу около 600 автомобилей и большого гужевого транспорта по вывозке хлеба из подмосковных районов. Транспортники разгружали вагоны с продовольствием, подвозили топливо заводам и фабрикам и проводили другие работы. По окончании гражданской войны началось восстановление народного хозяйства. Профсоюзы участвовали в решении производственных вопросов, привлекая рабочих, служащих и специалистов, с целью повышения уровня административно-технического руководства, усилием производственно-массовой работы профсоюзной организации, активным участием инженерно-технических работников в производственной и общественной деятельностью, а главное, с ростом политической сознательности творческой активности широких масс рабочих и служащих.

В 1927 году возникло общественное движение по развитию автомобильного транспорта - "Автодор". В середине 30-х годов на транспортных предприятиях г.Москвы проводились лекции, доклады, беседы, выступления артистов и спектакли, которые способствовали укреплению производственных коллективов, повышению интереса к развитию транспорта. Сотни людей поступали на курсы шоферов.

Основным направлением деятельности профсоюза в довоенные годы стала работа по повышению профессионализма водителей. В автохозяйствах г. Москвы профсоюз занимался вовлечением всех работников транспорта в соревнование за достижение наивысших результатов труда, развернулось стахановское движение.

С началом Великой отечественной войны все транспортные предприятия страны были задействованы на выполнения задач Государственного комитета Обороны. Транспортники г.Москвы принимали участие в перевозке грузов и людей по "дороге жизни" - ледовой трассе Ладожского озера, занимались строительством оборонительных сооружений на подступах к Москве, собирали посылки для бойцов. Развернулись движения под девизами "Все для фронта, все для Победы", "Работать за себя и ушедшего на фронт".

В трудные послевоенные годы деятельность профсоюзных организаций предприятий транспорта г.Москвы была направлена на восстановление в короткий срок разрушенного войной транспорта города. К этому времени автомобильный парк столицы был сосредоточен в 4534 автохозяйствах. Для эффективности работы транспорта были внедрены централизованные перевозки. Централизация на автотранспорте завоевывала новые позиции, в связи с этим весной 1951 года в своем решении Исполком Моссовета постановил расширить централизованные перевозки массовых грузов - угля, дров, песка, железобетонных изделий металла, муки и других.

При активном участии профсоюзов в середине 50-х годов в Москве бурно развивается автомобильный транспорт общего пользования, в стране происходят серьезные преобразования в экономике, создаются совнархозы, что потребовало изменений в структуре отраслей народного хозяйства. Аналогичные перемены происходили и в профсоюзных организациях города. Коснулись они непосредственно и профсоюза транспортников. В 1957 году, согласно Постановления Президиума ВЦСПС, Московский областной и городской комитеты профсоюза работников связи и рабочих автотранспорта и шоссейных дорог разделились на самостоятельные профсоюзные объединения г. Москвы и Московской области, что стало официальной датой создания Московского городского комитета профсоюза. Московский городской комитет объединил профсоюзные организации предприятий Центрального телеграфа, Главпочтампа, Главмосавтотранса, с 1987 года Управления легкового транспорта г. Москвы, и с 1989 года Мосгортранса.

В 1957 году председателем МГК профсоюза был избран Чуренков Александр Кузьмич, возглавлявший его до 1960 года.

Все силы профсоюзного актива были направлены на решение производственных задач. Профсоюзные органы на местах организовывали соревнования в коллективах, добиваясь высоких результатов. Отмечались передовые коллективы и работники. Продолжалась работа МГК профсоюза по контролю за соблюдением прав работников по оплате труда. Большое внимание МГК профсоюза уделял развитию и совершенствованию воспитательной, культурно-массовой и спортивной работе, регулярно организовывал смотры художественной самодеятельности предприятий отрасли.

Профсоюз работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог г.Москвы в середине 60-х годов объединил 380 низовых организаций и 93,5 % работающих в системе, из них около 50 тыс. человек актива. Это, как правило, отличные производственники, активные общественники, которые отдавали свои знания и опыт на пользу общества. Многие первичные организации являлись примером профсоюзной деятельности.

Учитывая возрастающее значение развития автомобильного транспорта и связи, как самостоятельных отраслей экономики, в начале 1968 года на отраслевом съезде профсоюза было принято решение о разделении профсоюза на два самостоятельных - профсоюз работников связи и профсоюз работников рабочих автотранспорта и шоссейных дорог.

Начало 70-х годов ознаменовалось, как развитие социалистического соревнования. Широкий размах приобрело движение за экономию материальных средств, сырья и эксплуатационных материалов. Победители награждались Почетными грамотами и ценными подарками.

Активное участие в работе по экономии материальных ресурсов принимает совет Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей, который организовал смотр-эстафету по пропаганде и внедрению лучших изобретений и рацпредложений на транспортных предприятиях. По итогам 1972 года в этой важной работе участвовало 8 тысяч московских транспортников.

С 1978 года последнее воскресенье октября стало отмечаться в стране как День работников автомобильного транспорта.

Наряду с решением производственных задач коллективы служб и подразделений транспортных предприятий и МГК профсоюза участвовали в организации по обслуживанию Олимпиады-80. 1400 водителей были задействованы в обслуживании спортсменов и гостей столицы во время олимпиады. Качество транспортного обслуживания получило самую высокую оценку городских властей и союзного Правительства.

При поддержке городского комитета профсоюза в начале 80-х годов получает развитие бригадная форма работы. Инициатором метода бригадного подряда и хозрасчета на перевозках строительных грузов стал Федюнин Е.П. - водитель автокомбината № 29. За выдающиеся производственные достижения Федюнин Е.П. стал Лауреатом Государственной премии и ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Профсоюзом большое внимание уделялось заключению коллективных договоров, решению социальных, жилищных проблем, улучшению охраны труда, здоровью работников, соблюдению трудового законодательства.

В 1987 году на XV конференции профсоюза были выработаны основные направления перестройки деятельности профсоюза и всех его организаций, которые включили в себя: перестройку организаторской работы комитетов профсоюза по повышению их роли и влияния на положение дел в трудовых коллективах в условиях демократизации и гласности, повсеместное утверждение атмосферы взаимной взыскательности, требовательности и ответственности, усиление влияния профсоюзных органов на скорейшее решение социальных вопросов, перестройку производственной и экономической работы с учетом перехода трудовых коллективов на хозяйственный расчет и самофинансирование.

Рыночные преобразования 90-х годов потребовали от профсоюзов новых подходов. Московские автотранспортники стали активными участниками солидарных действий, организуемых ФНПР, МФП, ЦК отраслевого профсоюза. Но основной деятельностью Горкома профсоюза стала не конфронтация, а социальное партнерство.

С целью развития и совершенствования системы социального партнерства было заключено первое трехстороннее соглашение на 1993 год между Правительством Москвы, Московской Федерацией профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей. В дальнейшем на его основе были заключены отраслевые соглашения по городскому наземному пассажирскому транспорту и грузовому автотранспорту, на предприятиях проводилась работа по заключению коллективных договоров.Вся эта работа направлена на обеспечение безопасной и устойчивой работы пассажирского и грузового автотранспорта.

На автотранспортных предприятиях города прошла волна реформирования, приватизации, реорганизации, смены руководителей. Появились новые формы и структуры предприятий закрытые и открытые акционерные общества. Но профсоюзные организации сохранились на большинстве этих предприятий.

В настоящее время на профобслуживании в Горкоме профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства находятся 71 первичная профсоюзная организация, объединяющие более 38 тысяч членов профсоюза: водителей, ремонтных рабочих, служащих, инженерно-технических работников городского пассажирского транспорта, грузового, легкового, работников дорожного хозяйства, также в профсоюз входят работники предприятий непроизводственной сферы, учащиеся и пенсионеры.

В сегодняшних непростых условиях благодаря действиям профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства удалось сохранить лучшее, что накоплено профсоюзной организацией за предыдущие десятилетия – это развитие социального партнёрства. Отстаивание социально-экономических интересов, защита трудовых прав членов Профсоюза.

Профсоюзный актив под руководством Горкома профсоюза на протяжении 60 лет ставит и решает основные задачи: решение социально-экономических вопросов, правовых, улучшение условий и охраны труда, о вовлечении членов профсоюза и членов их семей к занятию спортом, развитие культуры и улучшение досуга. Главное для Профсоюза – интересы рабочего человека и его повседневные заботы.

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

img

Правовая информация и консультация трудящихся Москвы через интернет

Получите бесплатнаую онлайн-консультацию Получить консультацию